В России могут вернуть самостоятельную подготовку к водительским экзаменам

ChatGPT Image 2 окт. 2025 г., 16_12_56
Национальный автомобильный союз (НАС) направил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину открытое письмо с предложением вернуть отмененный еще в 2014 году экстернат для будущих водителей. НАС хочет не только вернуть россиянам возможность готовиться к экзаменам на права самостоятельно, но и включить в школьную общеобразовательную программу курс по изучению ПДД. Идея затрагивает фундаментальный подход к системе обучения водителей.

Мотивация

снизить барьеры для тех, кто по ряду причин не может посещать автошколу (отдалённость, занятость);

предоставить больше свободы выбора: человек сам готовится к теоретической части (по учебникам, онлайн-курсами и т.д.);

потенциально снизить стоимость получения водительского удостоверения, если часть расходов уйдёт на самостоятельную подготовку, а не на обучение в автошколе.

При этом следует понимать: речь идёт не об отмене проверок и экзаменов. Кандидаты всё равно должны сдавать теорию и практику в ГИБДД, а самоподготовка - это только еще один способ подготовки к экзаменам.

Как дело обстоит сейчас

Сегодня обучение кандидатов в водители проходит исключительно через автошколу: теоретическая часть, практические занятия, внутренние экзамены, потом - сдача в ГИБДД. Такая схема гарантирует, что претендент проходит определённый минимум практики и теории под контролем.

Возможные плюсы

Гибкость: человек может учиться самостоятельно в удобном темпе, используя цифровые курсы, литературу, онлайн-платформы.

Экономия: сокращаются расходы, связанные с посещением автошкол, за обучение, транспорт, часы инструктора.

Доступность: для жителей в удалённых или малонаселённых районах, где нет достойной автошколы, возможность готовиться самостоятельно — шанс получить права на равных условиях.

Потенциальные минусы

Падение качества подготовки: без обязательного курса есть риск, что многие не достигнут требуемого уровня безопасности и знания правил.

Усложнение контроля: как проверять, что человек действительно готовился, а не списывал или пользовался «шпаргалками»?

Проблемы с практикой: теоретическая самоподготовка - это одно, но без инструктора и практики многие недостатки в вождении проявятся позже.

Повышенные требования экзаменов и проверок: возможно, ГИБДД ужесточит саму процедуру экзаменов, увеличит штрафы за ошибки, контроль за пересдачами и так далее.

Неравенство в ресурсах: у желающих самоподготовки будут разные возможности - интернет, качество материалов, наличие тренажёров - всё это может усилить разрыв между хорошо подготовленными и неподготовленными кандидатами.

Что дальше?

На данный момент это предложение - обсуждаемая инициатива. Если её утвердят:

потребуется обновление законодательства и нормативных актов, регулирующих автошколы, подготовку водителей, экзамены ГИБДД;

возможно, появятся стандарты качества самоподготовки: обязательные учебные материалы, аккредитованные курсы, проверка через официальный портал и т.п.;

изменятся требования допуска к экзаменам: кандидатов могут обязать доказать подготовку каким-то экзаменом-отбором или тестом;

автошколы будут адаптироваться: возможно, предлагать помощь, модули самоподготовки, дистанционные курсы и комбинацию очного и самостоятельного обучения.

* * *

Нужна страховка? Нет проблем. Пишите мне на WhatsApp/Telegram +7-963-7506754