ОСАГО: обсуждаются новые правила возмещения убытков
Доплата за износ после самостоятельного ремонта
Сегодня при высокой степени износа автомобиля денежная выплата по ОСАГО, в которой этот самый износ учитывается, зачастую оказывается меньше реальной стоимости ремонта. Новая инициатива предлагает следующий механизм:
Если страховщик не смог направить машину на СТОА и выплатил возмещение деньгами, владелец имеет право отремонтировать автомобиль там, где считает нужным. После этого в течение 9 месяцев он имеет право обратиться к страховщику за дополнительное выплатой в пределах величины износа. Таким образом, водитель получает возможность «догнать» сумму возмещения до более справедливого уровня. На обращение за такой доплатой предлагается установить срок до девяти месяцев после первой выплаты.
Скрытые повреждения
Нередко при ремонте вскрываются дефекты, которые не были видны сразу. Сейчас их оформление осложнено, порой вплоть до полной невозможности. Поправки вводят прозрачный регламент: владелец уведомляет страховщика о скрытых повреждениях и в течение 90 дней может рассчитывать на дополнительную выплату. В законе планируется четко прописать, как именно компания обязана действовать в такой ситуации.
Что остается без изменений
Если у страховщика есть партнерские автосервисы, которые готовы уложиться в установленные законом сроки, направление на ремонт останется основным вариантом урегулирования убытков. Новые правила не заменяют существующую систему, а лишь дополняют ее.
Почему изменения назрели
Доля натурального ремонта по ОСАГО резко снизилась: если в 2019 году она составляла около 15% случаев, то сегодня — всего 5%. Средний возраст автопарка в России вырос примерно до 15 лет. Это означает высокий процент износа, из-за которого денежные выплаты часто не покрывают реальный ремонт. Введенные за последние годы послабления для страховщиков (в первую очередь разрешение использовать при ремонте неоригинальные и бэушные детали) сделали калькуляции по ОСАГО еще меньше. В итоге большинство водителей сталкивается с тем, что полученной суммы недостаточно для восстановления автомобиля. Новые нормы должны сократить этот разрыв.
Что в итоге?
Если получил деньги и починился самостоятельно — можно обратиться за доплатой «за износ» в течение девяти месяцев.
Если во время ремонта выявлены скрытые дефекты — есть 90 дней, чтобы уведомить страховщика и получить повторное возмещение.
Все это должно сделать ОСАГО ближе к реальности. Система доплаты за износ и прозрачная процедура урегулирования скрытых повреждений позволяют рассчитывать на более справедливое возмещение и упрощают взаимодействие со страховыми компаниями.