Российская сборка снова в игре?

ChatGPT Image 13 нояб. 2025 г., 16_13_46
Российский авторынок переживает не лучшие времена. Но есть и хорошие новости. По данным Росстата, после нескольких лет падения доля местной сборки не только перестала снижаться, но и вышла в плюс. Причём рост виден не только в легковом сегменте, но и в других категориях транспорта.

Легковые авто: обратно к половине рынка

За первые десять месяцев 2025 года в России продано 1,06 млн легковых автомобилей. Из них 555 тысяч собраны на российских заводах. Это 52,3 процента рынка.

Если добавить белорусский «Белджи», получится почти 57 процентов.

В 2024 году ситуация была куда хуже — всего 41,5 процента. Это исторический минимум. До этого худший результат фиксировался в 2008 году — 44 процента.

Затем доля росла и в 2016 году превысила 80 процентов. Пик пришёлся на 2017 год — 85,5 процента. С 2022 года доля российской сборки пошла вниз.

Перелом наступил только в этом году. На фоне роста утильсбора китайским брендам пришлось ускоренно переходить к локализации, причем они предпочли не строить новые заводы, а занимать пустующие площадки, оставшиеся после ухода западных компаний.

Сейчас на российские мощности опираются LADA, УАЗ, Москвич, Solaris, Sollers, Xcite, Haval, Chery, Tenet, Jetour, Kaiyi, BAIC, SWM, Exeed, Voyah, Evolute, Jaecoo, АмберАвто.

Локализация по категориям ТС

Легковые

52,3 процента. Определяющий показатель, за которым все следят в первую очередь.

Легкие коммерческие

89,4 процента. Сегмент почти полностью российский, включая локализованные китайские проекты и традиционных игроков вроде УАЗа и ГАЗа.

Среднетоннажные грузовики

95,9 процента. Тут импорт практически не заметен.

Тяжелые грузовики

51,1 процента. Половина рынка локализована, половина полностью импортная.

Автобусы

76,5 процента. Сегмент традиционно силён за счёт российских заводов и контрактной сборки китайских моделей.

Прицепы и полуприцепы

Легковые — 99,8 процента

Грузовые — 63,1 процента

Полуприцепы — 73,8 процента

Легковые прицепы — практически полностью отечественные. В тяжёлых сегментах импорт есть, но не доминирует.

Мотоциклы

13,4 процента. Самый «импортный» сегмент. Локализация минимальна.

Что в итоге

После турбулентности последних лет российский автопром снова становится локализованным. Причины прагматичные — дорогой утильсбор, свободные заводы, "быстрые" контракты и иные преференции со стороны государства.

Для легковых авто рост выглядит умеренным. А вот коммерческий транспорт уже почти полностью держатся на внутренних мощностях.

Вернуться к "средним по больнице" 80 процентам локализации, как ставит задачу Минпромторг РФ, теоретически возможно. Но многое зависит от того, сумеют ли российские площадки и китайские бренды закрепиться в долгую. Будем наблюдать.